Договоры в семье-службе и в семье-дружбе

Сегодня выпуск от Светланы Ермаковой. Напоминаю, кстати, что по 30 января на все электронные книги Светланы Ермаковой и Леонида Жарова скидка 30%.

Как получить скидку — читайте в конце выпуска.

СВЕТЛАНА ЕРМАКОВА: Цитирую: "Я, Курт Воннегут-младший, собственной персоной, настоящим клянусь, что буду верен обязательствам, перечисленным ниже:

При согласии моей жены не ворчать на меня, не кричать и не беспокоить иным образом по данному вопросу, я обязуюсь мыть полы в ванной и на кухне раз в неделю, в удобный мне день и час…".

В договоре перечислено много, что должен Курт жене, чтобы она не орала.

Такие договоры заключают почти все пары, но это не помогает. Ибо закрепляет семью-службу, где каждый другому должен, а значит, закабален и начинает ненавидеть закабалителя.

В нашей семье обязанности не распределены, каждый делает что хочет и когда хочет. Поэтому вместе всегда хорошо. Даже с грязными полами и без ванной.

Вы же не за чистый пол замуж выходили? Чего орать-то?

АГЛАЯ КУРНОСЕНКО: Света, но ты же сама рекомендуешь договоры, штрафы? С одной стороны, ты рекомендуешь добровольно брать на себя штрафы, но идея эта мужчине в голову сама не придёт, его надо надоумить.

То есть ты одной рукой советуешь женщинам заключать с мужьями договоры, другой рукой приводишь примеры договоров как семьи-службы. Проясни, если будет минутка.

СВЕТЛАНА ЕРМАКОВА: Хороший вопрос, Аглая, спасибо. Давно пора прояснить этот вопрос.

В семье-дружбе штраф человек сам себе назначает, искореняя какой-то свой крен в поведении. При этом другой супруг ничего ему не должен за это. Я бы назвала это договором о самообязанностях в супружеской жизни.

Договор также стоит подписать, когда обговариваются намерения одного из супругов в отношении поступков другого.

Я бы назвала это договором о самонамерениях в супружеской жизни.

Например, обсуждаем измены. Я говорю условия, на которых измена мужа будет для меня неунизительной, и оглашаю, как я намерена себя вести в случае унизительной измены.

Муж мне тоже говорит о своем взгляде на измены и о своей будущей реакции. Мы их записываем в договор, чтобы не забыть детали и чтобы предотвратить в будущем ненужные ссоры. Никто никому ничего не должен, опять же.

Кстати, Леонид мне всегда говорил: "Главное, чтобы тебе было хорошо, изменяй, если хочешь".

Такой договор о самообязанностях и самонамерениях мы заключили в 2002 году.

Я огласила свои намерения устно: если Леонид продолжит разговаривать со мной раздраженным тоном, я перестану быть его женой, а стану любовницей. Если буду раздражать его и в роли любовницы, то станем жить как соседи. А если и у соседей не получится уважительного отношения, продадим дом и разъедемся.

Это были самонамерения.

В ответ Леонид предложил письменный договор о том, какие обязанности он берет в отношениях со мной.

Он решил искоренить свою раздражительность и гневливость, он же сам себе назначил штрафы за срывы, определил количество допустимых срывов. И написал, что в случае превышения допустимых срывов сам подаст на развод, возьмет все хлопоты по разводу на себя.

(История описана в книге "Как быть мужем, как быть женой, книга вторая").

При этом Леонид не обязал меня "не провоцировать", как это обычно происходит в спорах супругов, когда друг другу предъявляют претензии: "ты не ори, а ты не провоцируй" я ору, потому что ты провоцируешь!". Я в этом договоре ничего не должна ему.

Конечно, мужа на такой договор с самоназначенным штрафом можно надоумить. Но не обязать.

Договоры глупы, если люди друг друга обязывают. Ты не изменяешь, а я за это тебе готовлю пельмени каждое воскресение. Если ты не будешь сидеть за компом ночами, я буду танцевать тебе стриптиз.

Все договоры в семье-службе "ты мне должен то-то, а я тебе за это должна то-то" обычно быстро нарушаются, и всегда бывает от них досада и чувство несвободы.

И, что самое смешное, от таких договоров ссоры только усиливаются.

Например, попробуй разберись, что такое провокация на крик. Пока разберешься – начнется драка…

Типичная семья-служба была на реалити-шоу "Дом-2" – Либерж и Иван. Они искренне любили друг друга, но ссорились и дрались ежедневно.

Какие только договоры они ни составляли, к каким только психотерапевтам ни ходили. В конце концов их попросили уйти с проекта, видимо, администрация стала опасаться, что влюбленные покалечат друг друга.

***

Только с 20 по 30 января на книги Светланы Ермаковой и Леонида Жарова действует скидка 30%

При оформлении заказа введите купон jan13 (вводится без пробелов и кавычек):

http://selyodkin.ru/op/catalog/category/id/1

Павел Селёдкин